Я – шопоголик


шопомания

Самоконтроль: когда заходишь в супермаркет, чтобы купить пакет молока,
и всё, что ты покупаешь,
– это пакет молока.

© Роберт Орбен

До сегодняшнего дня я никогда не задумывалась над проблемой, именуемой шопоманией. Да, я неоднократно слышала о термине «шопоголик». Но. Толи действовало забавное название: на мой взгляд, оно действительно какое-то больше юморное, нежели устрашающее (ассоциируется с «голожопиком», да и по смыслу, в прочем, подходит). Толи не имея счастья вплотную сталкиваться с проявлением подобного поведения, не возникало нужды придавать особое значение сему явлению.

***

Оказывается, шопомания – это далеко не хаханьки, это действительно проблема, которая запросто может оставить тебя без штанов с голой опой. По своей сути она сродни алкоголизму, наркомании, игромании и прочим подобным болезненным пристрастиям. Да, это болезнь. Какой-то малюпасенький генный недочётик, который у других людей отвечает за своеобразный иммунитет к тому же алкоголю, или азартным играм, или, как в нашем случае, к приобретению чего-либо. А у заполучившего этот самый недочётик, в момент попадания «вируса» иммунитет не срабатывает – и пошла кривая в щавель…

Между тем, здесь следует разграничивать некоторые понятия, которые зачастую гребутся под одну гребёнку. Так, допустим, шопомания и транжирство не имеют под собой практически ничего общего, кроме того, что и в том, и в другом случае тратятся деньги.

Транжирство предполагает банальное неумение распоряжаться деньгами и жить по средствам.

Здесь также можно проследить определённый диагноз, но к шопоголикам он не имеет никакого отношения. Ведь неумение пить и, как результат, каждый раз в сиську, ещё не означает, что ты алкоголик.

Далее. У большинства из нас есть свои фишечки, тараканчики, бзики (называй это как хочешь) на некие определённые вещи. Одному нравится собирать марки, другой не мыслит своей жизни без последнего писка гаджета, третья радует себя сто пятой помадой. В этом нет абсолютно ничего страшного: радующая вещь в разумных материальных рамках, как утверждают психоаналитики – отличный метод борьбы со стрессами и поднятия настроения.

***

Со временем некое увлечение имеет все шансы перерасти в пристрастие, потом в фанатизм, а потом, если повезёт, в болезненную манию. В какой момент сработает генный недочётик, и сработает ли он вообще, просчитать, разумеется, невозможно. Равно как и вязнущий в трясине игроман, шопоголик не может осознавать и контролировать процесс увязания. А самое страшное, что он невероятно умело маскируется, зачастую даже несознательно, отсекая любую возможную угрозу удовлетворения своих нужд. Да, приобретение чего-либо уже становится нуждой (даже если покупка абсолютно бесполезна), необходимостью, чем-то жизненноважным, единственным, что может доставлять радость жизни.

Первый звоночек – выход за контролируемые материальные рамки и смена приоритетов. Если раньше бюджет делился на НЗ и свободные деньги, то теперь нет ничего такого, что может быть важнее покупки. На пирожок три копейки нет, но вот на ЭТО деньги есть всегда и в любом количестве. Все насущные, действительно животрепещущие вопросы автоматические отступают на задний план – мир ограничивается определёнными видовыми рамками. Необходимость платить деньги за что-то вне этих рамок вызывает отрицательные эмоции, вплоть до агрессии и депрессии от мыслей, сколько же ЭТОГО можно было бы купить за «выброшенную на ветер» сумму.

***

И вот, в один прекрасный момент перед прилавком тебя каааааааак шарахнет… Ты пришла за своей желанной добычей, и в этот момент на глаза попадается нечто ещё более привлекательное. Объект начальной охоты уже в кармане, но ЭТО, оно необходимо позарез именно сейчас. Не потом, не завтра, а именно сию минуту. Доза серотонина от первоначальной покупки уже получена, но она и рядом не стоит с тем выплеском, который накроет после приобретения вот ЭТОГО. Наступает самый настоящий процесс ломки: подскакивает адреналин, начинают трястись руки, стучит в висках и неистовое, всепоглощающее желание «хочу!».

Ты начинаешь выворачивать карманы. В этот момент даже не думаешь о том, что деньги, которые отдаёшь, предназначены совершенно для другого, важного дела, и они даже вовсе не твои. Протягиваешь руку к желанному приобретению, и тебя накрывает невероятная эйфория, лавина непередаваемого счастья и удовлетворения. Да!

И совершенно неважно, что, очутившись на остановке, ты не обнаруживаешь в кармане даже копейки на проезд. Какая мелочь по сравнению с испытываемыми эмоциями. В голове, остывшей на морозе, в какой-то момент тюкнуло «да ты, подруга, больна», но пока ещё не утихли эмоции, задумываться над проблемой, именуемой шопоманией, и как с этим зверем бороться, как-то не хочется…

 

Оленкас специально для Olenkac.ru

Ленинград. Money


 

Это тоже интересно

...

Поделиться мнением