Раскопки творческого начала


как раскрыть творческий потенциал

Творчеству научить нельзя. Зато научить людей позволять себе творить можно вполне.

© Джулия Камерон

Психологи убеждены: в каждом из нас независимо от возраста живет ребенок. Ребенок или творческое начало, как кому нравится. Это творческое семечко было в нас заложено при рождении. День за днем, год за годом ребенок растет, познавая мир. Его творческие опыты не всегда удачны, а порой даже смешны. Но от этого не менее ценны. Ведь каждый из нас уникален. Ребенок гордится своей «мазней», первыми нескладными стихами. Ребенок щедро разбрасывает семена своей души.

Но почвы, как известно, бывают не только плодородные. Собственные страхи ребенка, порицания со стороны значимых взрослых, насмешки сверстников – все это легко может загубить первые хрупкие всходы. Мы защищаемся, стремясь спасти свое уникальное «внутреннее Я», и появляется защитная оболочка. Со временем оболочки наслаиваются одна на другую, обрастают коркой…

И вот нам уже 25, 30, 40 лет. И мы все из себя такие взрослые, у которых нет времени на глупости вроде творчества. А творческое начало все-таки иногда вылезает боком. Зудит завистливым: «И я бы так смог!». Ноет ностальгическим: «Ах, почему мне не 16?». Взрывается раздражительным: «Да разве это картина – размазня!». Или вовсе молчит… Потому что глубоко. Потому что больно. Потому что лень шевелиться.

Под толстым слоем «не полезных ископаемых» совсем непросто раскопать это самое творческое начало. Однако рыть нужно! Не зубами, конечно, а красиво, лопаткой. Но усердно.

Слой первый: привычки и стереотипы

Вопрос из тестов:

«Какой дорогой каждый день ты ходишь на работу?».

Ответы:

а) одной и той же;

б) той, которая ближе всего к маршрутке;

в) я вообще не хожу, я езжу на автомобиле по одному и тому же маршруту.

Какой бы ответ ни был выбран, вывод очевиден: мы все находимся в плену привычных схем поведения (или паттернов, как говорят психологи).

У психолога:

«Почему ты живешь с женой, если последние пять лет вы почти не общаетесь?».

«Так, а как же? Я ведь к ней привык. Пусть уж лучше такая змея, чем никакой. Я все ее гадости знаю, приспособился».

Мы ходим привычной дорогой, живем с нелюбимой, но привычной женой, занимаемся ненавистной, но привычной работой…

Постепенно наш мозг перестает генерировать творческие импульсы. Проще говоря, то, что не развивается – отмирает. Закон природы.

Некоторые воскликнут:

Ну и пусть! Нам и без творчества неплохо живется!

Самообман – удобная штука, но не продуктивная. Человек без творчества не может существовать. И не важно, что это будет: сочинение музыки или креативная починка собственной одежды.

Поскольку привычка – вторая натура, быстро поменять не получится. На изменение одной малюсенькой пищевой привычки «не есть после шести» обычно нужно чуть больше месяца. У кого-то больше, у кого-то меньше.

Начни с малого: выбери привычку, которая больше всего мешает. Раздроби ее на мелкие составные части, которые реально изменить. В каждой составной части меняй негативную схему поведения на позитивную. Теперь следуй новой привычке каждый день без исключения в течение месяца. Когда она дойдет до автоматизма, выбирай следующую составную часть и делай то же самое. Долго? Зато надежно!

Слой второй: страхи

Многие люди боятся творить из-за страха неудачи или, наоборот, из-за страха успеха. Кроме того, очень силен страх одиночества. Ведь позволяя себе творить, мы часто идем наперекор родителям или семье. Мы рискуем потерять близких и любимых своими нелепыми фантазиями о творчестве.

И раз уж ты такой эгоист и причиняешь мамочке столько неприятностей, то ты просто обязан быть гением!

Но тому, кто нацелен стать великим, трудно быть просто творческим человеком.

Слой третий: мифы о творческих людях

В обществе достаточно мифов о творческих натурах:

  1. Все творческие люди одиноки.
  2. Все творческие люди ведут «неправильный» образ жизни.
  3. Все творческие люди не имеют постоянных доходов и сидят без денег.

Если эти или другие мифы являются твоими внутренними убеждениями, ничего удивительного, что ты не позволяешь себе стать творческой личностью.

Слой четвертый: границы, которые мы сами себе выстраиваем

Тебе знакома такая отговорка:

Мне некогда заниматься творчеством – у меня полно работы.

А такая:

Мне никогда ничего путного не удавалось сотворить в детстве, а сейчас и подавно!

Мы окружаемся «высокими заборами» отговорок, уверяемся, что заниматься творчеством могут позволить себе только состоятельные люди. Мы считаем, что в мире полно картин, романов, песен, и наши творения никому не будут нужны. Мы отказываем себе сначала в мелочах – в покупке красок или карандашей, потом – в часе свободного времени, далее – в самой возможности заниматься любимым делом, потому что это глупо, смешно, не приносит денег и т.п.

Все это стандартные мысли-ограничения, и пока мы не позволим себе роскошь думать по-другому, ничего не изменится.

Слой пятый: перфекционизм

Как тебе такое заявление:

Если мои картины не так прекрасны, как творения великого Микеланджело, то не стоит и рисовать.

Все мы отчасти болеем перфекционизмом, кто-то больше, кто-то меньше. Нам нужно все и сразу. И чтобы идеально. Если уж творить, то так, чтобы работы попали на выставку, заняли призовое место, номинировались на премию.

Это самая распространенная ошибка начинающих. Для многих из нас важен результат и одобрение публики. А первые «пробы пера» чаще всего оказываются нескладными, с ошибками, и мы забрасываем любимое занятие подальше.

Научись наслаждаться самим процессом. Разреши себе создавать что-то не идеальное. Позволь себе приобретать необходимые навыки и опыт. Нарисуй сто рисунков и порви! Но оставьте один, который согреет душу холодным одиноким вечером.

Слой шестой: внутренний критик или родительские установки

Этот слой самый глубокий и самый болезненный. Одни родители – требовательные и страдающие перфекционизмом, как правило, «обламывают творческие крылья» своим детям еще в детстве. Другие – снисходительно относятся к детским творческим порывам, но бессознательно транслируют отпрыскам свои страхи, негативные убеждения о творчестве, неприемлемость творческой карьеры. Третьи…

Ошибки воспитания проявляются во взрослом возрасте неврозами, соматическими заболеваниями, различными зависимостями. И «поселяются» в сознании в лице такого себе Критика, Цензора, Судьи (назови, как больше нравится). Это тот, кто всегда будет искать мельчайшие твои ошибки и недочеты, кто всегда будет недоволен твоими работами, как бы идеальны они ни были, кто всегда будет осуждать, критиковать и принижать результаты твоих усилий. У кого-то его голос едва слышен, а у кого-то заглушает все остальные.

Здесь все советы бесполезны. Нужно просто творить, не обращая внимания на внутреннего критика. День за днем, даже если нет вдохновения. Просто бери лист бумаги, холст, нитки, музыкальный инструмент или продукты для нового пирога и твори.

 

Творчество начинается с внимания к себе и наслаждения каждой минутой жизни. Творчество приносит радость и наполняет наши будни красками и эмоциями. Творчество исцеляет и дарит смысл жизни.

Твори и живи в гармонии с собой!

 

Вологдина Наталия специально для Olenkac.ru

Би-2 & Чайф. Достучаться до небес


 

Это тоже интересно

...

Поделиться мнением